МИР ПЕРИФЕРИЙНЫХ УСТРОЙСТВ ПК

технический журнал для специалистов сервисных служб

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Про регулировку и настройку механизма каретки в принтере EPSON FX-1170

 

Принтер EPSON FX-1170 до сих пор является самым массовым в классе девятиигольчатых матричных принтеров. Принтеры этой модели эксплуатируются достаточно давно, но вопрос об их списании во многих организациях еще не ставится – настолько они надежны и удобны. Однако долгие годы работы, все-таки, сказываются и на этих принтерах. В них периодически возникают проблемы, связанные с загрязнением и износом механических узлов, ухудшением смазки трущихся деталей и т.п. Многие пользователи, спустя время, замечают, что качество печати этих принтеров снижается – символы становятся не такими правильными, появляются искривления вертикальных линий, то и дело происходят случайные остановки при перемещении каретки, после которых необходимо принтер выключить и снова включить – а задание уже испорчено. Со всем этим можно попытаться справиться, проведя настройку и регулировку механизма перемещения каретки. А вот как это сделать? Читаем дальше.

 

Самой распространенной проблемой давно эксплуатирующихся принтеров является ухудшение качества печати, вызванное нарушением регулировки механизма перемещения каретки. Признаками того, что этот механизм необходимо подрегулировать являются:

- периодические остановки каретки во время распечатки задания;

- кривые символы;

- кривые вертикальные линии, особенно заметные при распечатке различных таблиц.

Как правило, такие дефекты могут быть вызваны следующими причинами:

1. Износ зубчатых колес в механизме перемещения каретки и а механизме прокрутки красящей ленты.

2. Растяжение или износ ремня привода каретки (от «старости»).

3. Ухудшение натяжения приводного ремня каретки.

4. Загрязнение направляющей оси каретки.

5. Неправильная настройка механизма каретки.

Как правило, для отечественных специалистов, занятых в обслуживании матричных принтеров, не составляет особого труда решать проблемы, вызванные загрязнением механизмов или отсутствием хорошей смазки, хотя чистка, а самое главное, смазка направляющей оси многими делается совершенно неправильно. Смазку без снятия каретки с направляющей оси и без замены фетровой подушечки, находящейся внутри, нельзя назвать правильной, хотя именно так и действует большинство специалистов, особенно работающих не в специализированных сервисных центрах, а в соответствующих структурных подразделениях предприятий. О том, как правильно почистить и смазать направляющую ось мы постараемся рассказать в следующем номере нашего журнала, а пока мы расскажем о том, как «победить» проблему кривых линий и символов, которая, кстати, может появиться именно после разборки механизма привода каретки.

Проблема кривых вертикальных линий, в первую очередь, возникает в тех принтерах, которые используют режим двунаправленной печати (Bi-Directional Printing). Такие принтеры обеспечивают распечатку строк и при движении каретки слева направо, и при ее движении справа налево. Режим двунаправленной печати значительно повышает производительность принтеров, а поэтому он используется практически во всех, более или мене современных, печатающих устройствах. В то же самое время, режим двунаправленной печати вызывает проблему совмещения линий и точек отпечатанных при движении каретки в разные стороны.

Дело в том, что печать всегда начинается только тогда, когда каретка достигает постоянной скорости движения – во время ее разгона или торможения печатать нельзя. Это приводит к появлению слева и справа от зоны печати областей, в которых осуществляется остановка, смена направления движения и последующий разгон каретки (рис.1).

Рис.1

В идеальном случае на остановку и на разгон двигателя должно отводится одинаковое количество шагов шагового двигателя, используемого для перемещения каретки (при использовании сервомоторов этот принцип будет таким же). Только равенство отрезка разгона отрезку торможения будет гарантировать точное совпадение точек отпечатанных при разных направлениях движения. Количество шагов разгона и количество шагов торможения «прошито» в управляющей программе принтера и, казалось бы, никаких проблем быть не должно. Однако в дело вмешивается ремень привода каретки и ее зубчатая передача. При неправильном натяжении ремня, а также в случае его механического дефекта, например отсутствия одного или нескольких зубцов, каретка может перемещаться на разные расстояния, хотя количество шагов остается тем же самым (рис.2).

Рис.2

Собрать идеальную механическую систему практически невозможно, особенно если учесть массовость производства принтеров. На точность перемещения каретки влияют такие факторы, как:

- допуски на размеры зубчатых колес и приводного ремня;

- наличие зазора (люфта) в механической передаче;

- использование материалов с различным коэффициентом изменения формы при изменении температуры;

- качество смазки направляющей оси;

- внешняя окружающая температура;

- тактовая частота процессора принтера;

- электрические параметры обмоток двигателя и еще множество других факторов.

Поэтому после сборки принтера ему практически всегда требуется регулировка, целью корой является «подгонка» управляющих сигналов микропроцессорной системы под получившуюся механическую систему (осуществлять программную регулировку проще, чем механическую). Учитываются все неточности механического привода достаточно просто – в сигналы, управляющие двигателем каретки, вводятся временные задержки. Каретка после остановки может начать движение чуть раньше, или, наоборот, чуть позже – главное, чтобы точки разных линий были совмещены по вертикали.

Многие принтеры, а исключением не является и EPSON FX-1170, имеют встроенную функцию регулировки режима двунаправленной печати. В сервисных руководствах эту функцию обозначают Bi-Directional ADJUST. При выполнении этой функции принтером распечатывается некоторый шаблон, который оценивается настройщиком принтера, причем основным критерием оценки является ровность вертикальных линий. На основании визуальной оценки принимается решение об увеличении или уменьшении временной задержки при смене направления движения. Сравнением изображения шаблона при различных значениях временной задержки выбирается оптимальное ее значение.

Теперь, рассмотрев теоретические основы регулировки двунаправленной печати, перейдем к описанию этой процедуры для EPSON FX-1170. Сделаем это по шагам. Внешний вид панели управления принтера представлен на рис.3.

Рис.3

1. Загрузите в принтер бумагу. Это можно сделать вручную при выключенном питании. В другом варианте, сначала включите принтер, загрузите бумагу, а затем отключите принтер. Для настройки вам потребуется широкая бумага – во всю ширину прохода каретки. Удобнее всего для целей регулировки использовать перфорированную ленточную бумагу.

2. При выключенном принтере нажмите одновременно три кнопки на панели управления [FONT], [PAPER FEED], [PAUSE]. Удерживая эти кнопки в нажатом состоянии, включите питание принтера.

3. Принтер включается, входит в режим черновой печати (Draft) и распечатывает четыре строки из символов I (вертикальная черточка). Эти четыре строки расположены вплотную друг к другу, поэтому распечатанный шаблон выглядит, как линейка вертикальных удлиненных полосок (рис.4).

Рис.4

Нечетные строки шаблона (1-я и 3-я) печатаются при движении каретки слева направо, а четные строки (2-я и 4-я) печатаются при движении каретки справа налево. Хорошей настройкой режима двунаправленной печати считается такая, при которой четные и нечетные строки совпадают, образуя правильные вертикальные линии. Если же линии не совпадают (рис.5), то необходимо начать корректировку.

Рис.5

Кстати, при распечатке шаблона указывается текущее значение параметра Bi-Directional (Adjust=01H). Текущее значение указывается шестнадцатеричным числом. Кроме того, указывается режим печати, или, точнее сказать, скорость печати. В EPSON FX-1170 регулировка доступна для двух режимов:

- Speed=0 (черновой режим Draft);

- Speed=5 (режим качественной печати NLQ).

Вполне возможно, что в некоторых модификациях принтера доступны настройки двунаправленной печати и для других режимов, хотя пока что встречать этого не приходилось.

Диапазон регулировки параметра двунаправленной печати изменяется от -12 до +12. Средним значением параметра является 0. Однако эти цифры указываются в шестнадцатеричном виде. Чтобы не ломать себе голову «сложным» пересчетом цифр из разных систем счисления, обратитесь к таблице 1.

Таблица 1.

Значение Adjust

Десятичное значение

Значение Adjust

Десятичное значение

F4

-12

01

1

F5

-11

02

2

F6

-10

03

3

F7

-9

04

4

F8

-8

05

5

F9

-7

06

6

FA

-6

07

7

FB

-5

08

8

FC

-4

09

9

FD

-3

0A

10

FE

-2

0B

11

FF

-1

0C

12

0

0

Изменение параметра осуществляется нажатием кнопок [FONT] и [PAPER FEED], каждое нажатие которых изменяет параметр на 1. Нажатие на [FONT] приводит к увеличению значения на 1. Нажатие на [PAPER FEED] уменьшает значение на 1. Каждое нажатие этих кнопок, а значит и изменение параметра на 1, сопровождается одиночным звуковым сигналом. Когда параметр достигает предельного значения (-12 или +12) и дальнейшее его изменение не имеет смысла, слышится двойной звуковой сигнал. После изменения параметра и установки его в какое-либо значение, необходимо распечатать шаблон заново для проверки качества печати с новыми значениями. Для этого необходимо нажать кнопку [PAUSE]. Шаблон печатается снова, только уже с новыми значениями параметра. Новый шаблон печатается несколько ниже предыдущего – это позволяет их сравнить и увидеть результат регулировки (рис.6).

Рис.6

Таким образом, изменяя параметр Bi-Directional Adjust, добиваются распечатки шаблона с наилучшим совпадением четных и нечетных строк. Для этого может потребоваться достаточно много экспериментов, поэтому выше и говорилось, что лучше использовать перфорированную бумагу.

Если четные строки смещены вправо относительно нечетных (рис.5-а), то параметр Adjust необходимо увеличивать, т.е. нажимайте кнопку [FONT].

Если четные строки смещены влево относительно нечетных (рис.5-б), то параметр Adjust необходимо уменьшать, т.е. нажимайте кнопку [PAPER FEED].

4. При первом входе в режим настройки распечатывается шаблон для скорости печати Speed=0. Если параметр изменялся, и была нажата кнопка [PAUSE], распечатывается шаблон для этой же скорости, но с другим значением параметра. Если же параметр не изменялся, и была нажата кнопка [PAUSE], то распечатывается шаблон для скорости печати Speed=5, для которого регулировка осуществляется точно так же. Нажатием на кнопку [PAUSE] после установки значения для скорости печати Speed=5, опять осуществляется переход к скорости Speed=0 – и так далее по кругу.

5. После того, как удалось добиться наилучшего совпадения четных и нечетных строк в шаблоне, выключите питание принтера для завершения процедуры регулировки.

Теперь скажем несколько слов о том, в каких случаях целесообразно проводить регулировку параметра Bi-Directional Adjust.

Во-первых, это требуется через определенный период времени эксплуатации принтера, когда появляется значительный износ механических элементов, а это, в свою очередь, зависит от степени загрузки принтера и объемов печати. Определить потребность в регулировке можно по качеству печатаемого изображения

Во-вторых, после проведения профилактических работ и смазки механизма каретки, если это делалось путем снятия каретки с направляющей оси.

В-третьих, после замены (ремонта) шагового двигателя, приводного ремня каретки, зубчатых колес механизма каретки.

В-четвертых, после замены главной платы (платы микропроцессора).

 

Профессиональная инфракрасная паяльная станция

Профессиональное обслуживание и ремонт лазерных, матричных, струйных принтеров. Технологии печати и устройство.
www.xprt.ru

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования